Учебная деятельность | Ноябрь 26, 2010,18:25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19» Г.НОВОЧЕБОКСАРСКА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Модульное обучение при отработке навыков написания изложений с творческой частью
Автор:
Каллина Валерия Валерьевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №19»,
Научный руководитель: Ермакова Галина Алексеевна,
доктор филологических наук, профессор
1. Пояснительная записка
Современная общеобразовательная школа переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения. Разработана и утверждена Концепция введения предпрофильного и профильного обучения. Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из 4 аспектов:
Мы считаем, что в содержании образования все более важными становятся не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную навыковую и ценностную составляющую образования.
В соответствии с Концепцией профильного обучения, наряду с базовыми общеобразовательными предметами вводится принципиально новый тип учебного предмета – элективный курс, обязательный для посещения учащимися курса по выбору.
Особенности нашего курса «Модульное обучение при отработке навыков написания изложений с творческой частью» заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, выводит их на деятельный подход, знакомит с проблемами области филологии, способами их решения, выводит учащихся на коммуникативную основу и вырабатывает у них ключевые компетентности.
Цель курса заключается в том, чтобы способствовать развитию потенциальных возможностей учащихся 9-го класса. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Необходимым условием реализации этих задач является адекватная методика, которая предполагает широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения уроков.
В программе даны содержание и основные понятия курса «Модульное обучение при отработке навыков написания изложений с творческой частью»; названы умения и навыки, на оформление которых следует ориентировать ученика, приведен учебно-методический план, сеть часов, форма проведения занятий; приведены варианты творческих, проблемных, исследовательских знаний для учащихся, имеется список литературы.
Программа способствует реализации важнейшей цели – литературного образования. Главными организационными формами мы считаем работу в паре, малых и больших группах. Программа имеет общеобразовательную, воспитательную, развивающую составляющие. Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды устных и письменных работ: рецензии, страницы из дневника, эссе, сочинения-рассуждения, усложненные изложения. Отбирая материал для включения в программу курса, мы следовали следующим принципам:
Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов; в ней дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический, исторический, коммуникативный, деятельностный принципы.
Программа предусматривает самые разнообразные виды ученической деятельности:
2. Учебно-тематический план
№ |
Тема |
ч |
Виды деят. |
Умения и навыки |
1 |
Модуль-блок «Содержательный» - текст, его строение, основные признаки; - тема текста, микротема, абзац; - автор, авторская речь, позиция; - идея текста, охват проблем; - осознанность восприятия авторской речи, отношения; - содержание текста; - сюжетная линия, герои.
|
1 |
Анал. и практ. деят. |
Извлекать информацию при чтении и аудировании, адекватно понимать текст и интерпретировать его; уметь определять тему, микротемы, основную мысль, идею, авторскую позицию в исходном прослушанном или прочитанном тексте |
2 |
Модуль-блок «Типологический» - типы речи, их особенности; - построение высказываний с ведущими и дополнительными типами речи; - соединение разных типов речи в тексте; - лексические, синтаксические, пунктуационные и морфологические особенности смешанных типов речи в тексте
|
1 |
Анал. и практ. деят. |
Уметь определять принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи; уметь строить высказывание (письменное или устное), используя различные типы речи. |
3-4 |
Практикум. Написание изложения описательного характера. Анализ типичных ошибок в передаче содержания. |
2 |
Практ. и анал. деят. Сост. излож. |
Уметь создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в т.ч. воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости; строить речевое высказывание в соотв. с логикой развития его главной мысли; уметь устанавливать связь между отрывками текста |
5-6 |
Практикум. Написание изложения повествовательного характера. Анализ типичных ошибок в передаче содержания. |
2 |
Практ. и анал. деят. Сост. излож. |
|
7-8 |
Модуль-блок «особенности подробного и сжатого изложения текста». Последовательность операций при сжатии первоначального текста. |
2 |
Анал. и практ. деят. Сост. проек. |
Уметь излагать подробно и сжато изложение текста, соблюдая последовательность соотв. операций. Защита проекта.
|
9 |
Модуль-блок «Стилистический» - сохранение авторского стиля; - мастерство автора; - отбор языковых средств выразительности; - обеспечение точности, выразительности пересказа содержания текста |
1 |
Анал. и практ. деят. |
Соблюдать на практике письма основные языковые нормы, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, правильность и выразительность пересказа содержания, уметь сохранять авторские стилистические особенности при передаче содержания текста.
|
10 |
Модуль-блок «Изложение с творческой частью» - построение текста сочинения-рассуждения, сочинения-обобщения, эссе; - связь с темой, идеей, авторским замыслом; - вступление, осн. часть, заключение сочинения; - рассуждение-опровержение; - рассуждение об одном понятии, явлении. «Парад» мнений; - рассуждение-сопоставление, противопоставление 2-х понятий, явлений, контраст как прием |
1 |
Анал. и практ. деят. Сост. проек. |
Уметь строить текст сочинения-рассуждения, сочинения-обобщения, эссе, рассуждения-опровержения, рассуждения об одном понятии или явлении, рассуждения-противопоставления 2-х понятий или явлений |
11 |
Модуль «Вступление к сочинению-рассуждению». Микромодуль. Отработка умений и навыков написания вступления. |
1 |
Практ. и анал. раб. |
Уметь писать вступление |
12-13 |
Модуль «Основная часть сочинения-рассуждения». Микромодули: «Тезис», «Аргументы», «Вывод». Отработка умений и навыков написания основной части сочинения. |
2 |
Практ. и анал. раб. |
Уметь писать основную часть сочинения-рассуждения |
14 |
Модуль «Заключительная часть сочинения-рассуждения». - авторская позиция; - убедительность, логичность, аргументированность выводов; - «открытый» финал |
1 |
Практ. и анал. раб. |
Уметь писать заключительную часть сочинения-рассуждения, точно понимать вопрос, поставленный в творческом задании и давать на него аргументированный ответ |
15 |
Практикум. Написание изложения с сочинением-рассуждением в творческой части. |
1 |
Анал. деят. Сост. проек. |
Защита проекта |
16 |
Модуль «Типы ошибок» - фактические; - речевые; - логические; - стилистические; - лексические; - грамматические; - пунктуационные; - орфографические; Редактирование написанного текста. Работа со словарем. Обобщение изученного. |
1 |
Практ. деят. |
Уметь редактировать черновик, избегать ошибок, работа со словарем и справочной литературой |
3. Содержание элективного курса
Тема 1
Модуль-блок «Содержательный»
Тема 2
Модуль-блок «Типологический»
Тема 3-4
Практикум. Написание изложения описательного характера.
Тема 5-6
Практикум. Написание изложения повествовательного характера.
Тема 7-8
Модуль-блок «Особенности подробного и сжатого изложения текста.
Тема 9
Модуль-блок «Стилистический»
Тема 10
Модуль-блок «Изложение с творческой частью»
Тема 11
Модуль «Вступление к сочинению-рассуждению»
Тема 12-13
Модуль «Основная часть сочинения-рассуждения»
Тема 14
Модуль «Заключительная часть сочинения-рассуждения»
Тема 15
Практикум «Написание изложения с сочинением-рассуждением в творческой части»
Тема 16
Модуль «Типы ошибок»
4. Использованная литература
Внеурочная деятельность | Ноябрь 26, 2010,18:21
Республиканский конкурс творческих работ, посвященный
Году русского языка
«О ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ И СВОБОДНЫЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК!»
«Анделы во изголовье. . .»
Эссе
Автор: ученица 10 А класса
МОУ «СОШ № 19»
г. Новочебоксарска
Матвеева Ирина
Вениаминовна
Научный руководитель:
Каллина Валерия Валерьевна,
учитель русского языка
и литературы высшей
категории «СОШ №19»
г. Новочебоксарска
Любит свет, но от прямых солнечных лучей растение следует оберегать.
«Анделы во изголовье»…Кто вы? Откуда спустились к нам? Сидя у кроватей вместе с нашими мамами, вы оберегаете наш покой, отгоняете злые сны, недобрые вести, шепчете живительное Слово…
Торжествен лик моего «андела» (ангела), осиянный светом лампады… Её зовут Ксения Семёновна. Это моя бабушка, или мама Ксения, как называли её мы, внуки. Она бережно укрывает меня самодельным лоскутным одеялом и тихо произносит, перекрестив меня на сон грядущий: «Спи, солнышко моё, Господь с тобой». Но мне сегодня почему–то не хочется спать и представляется, что это одеяло - своеобразная бабушкина карта нашей страны, России. Приоткрыв один глаз, вижу желтый ворсистый лоскуток – это село Галмачево Курской области, где жил писатель Е. Носов. Каждый вечер любознательному мальчику из рассказа «Лоскутное одеяло» бабушка Варвара Ионовна сказывает своё удивительное Слово, рассказ, который греет ему сердце, бережёт душу. «Тихим и умиротворённым голосом вопрошает: «Так докудова мы дочитали книгу – то нашу?» Книга эта - своеобразная родословная, живущая в Слове бабушки, передаёт она её своему внуку, каждый вечер «шьётся» лоскутное одеяло, каждый вечер «пишутся» истории в родоСловную: «Про мамкино первое платьице? Девочка – то она была большая, а всё не в своём, все в перешитом да переиначенном…», - произносит бабушка «теплым родным шёпотом».
Бабушка - человек, открывший целый мир через своё истинно русское, мудрое, из поколения в поколение передаваемое Слово. Оно словно эхо катится по карте – одеялу и останавливается на небольшом синем лоскутке: Нижний Новгород, литературно – мемориальный музей детства А. М. Горького. Мне как наяву слышится голос бабушки Алеши Пешкова, а говорила она, «как – то особенно выпевая слова», и они легко укреплялись в памяти, «похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные». Что же было заключено в Слове Акулины Ивановны? Бескорыстная любовь к миру, жизни, обогатившая, насытившая Алёшу «крепкой силой для трудной жизни». А любовь, жизненная сила, знания об окружающий мир нашли воплощение в мудрости народной – сказках, которые знала Акулина Ивановна великое множество. « Сказки она сказывала тихо, таинственно», наклонясь к лицу Алёши, заглядывая в глаза ему «расширенными зрачками», «точно вливая в сердце силу, приподнимающую» его, говорила она словно пела, и «чем дальше, тем складней звучали слова. Слушать её невыразимо приятно». О чем поведали ему чудесные бабушкины сказки? О добрых разбойниках и святых людях, об Иване – воине и Мироне – отшельнике, о всяком зверье, да и просто о своей жизни, похожей на сказку… « И слова её, сочные, веские и страшно русские», мирно лились, сплетались вокруг в один большой мир… Частичка этого мира – ещё один лоскуток, красный, бархатный на ощупь, как цветок «живунчик» Катерины Петровны. Я пробую представить себе далёкое сибирское село Овсянка Красноярского края, родину В. Астафьева и героя его рассказа, Витю Потылицына, который живёт вместе с дедушкой и бабушкой Катериной Петровной в таёжном селе. Так и слышится мне отчетливо её голосок то ласковый, то ворчливый, то напевный, её живая народная речь: «живунчик» ( о цветке), «дитятко», «милости просим», «спи, пташка малая», «Господь с тобой», «анделы во изголовье»…
Хранительница, оберегающая дом, очаг от напастей, целительница, знающая много примет и народных рецептов от разных недугов… Мир Катерины Петровны – мир русского народа, его души, кладезь мудрости, которую она (сама того не замечая) поведала своему внуку. Бабушка меж рам накладывала мох вперемешку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину: «Мох сырость засасывает. Уголёк обмерзнуть стеклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад».
Слово бабушки «страшно русское», исконно народное, в нём заключены корни народа, его суть…. Льётся мудрая речь бабушки, ложится лоскутками на одно большое одеяло и будто укрывает всю Россию, стремясь сберечь, оградить её от бед и невзгод, помочь выстоять своим внукам - потомкам, научить видеть и понимать мир, вселенную и найти своё место в этом огромном необъятном и удивительном мире. На черно – белом в полоску лоскутке вижу низовья Ангары, деревню Аталинка, замечательное место в Сибири, где провёл детство В. Распутин. Сюда, к бабушке Наталье, приехала внучка Вика, и ведут они «женский разговор». Ей, запутавшейся в жизни девчонке, древними заветами ложатся на душу слова бабушки: «Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь». О каких устоях она ей толкует? Это немудреные, но мудрые, народные вековые заветы о том, как должна воспитываться девушка, как нужно уметь хранить чистоту и верность, не забывать о своей девичьей гордости и целомудрии, это то, чем всегда славилась женщина на Руси: «Ты хозяйка, ты сариса. К тебе просются, а не ты просишься заради Бога». «К нему прижаться потом надо, к родному – то мужику, к суженому – то…Прижаться надо, проплакать сладкими слезами. А как иначе: вся честь по чести, по закону, по сговору. А не по обнюшке. Все тута, как божий сосуд: для тебя взросла, всю себя по капельки, по зёрнышку для тебя сневестила.»
Много лоскутков на одеяле, ещё больше - заветов… Слышу их и от своей бабушки, Ксении Семёновны. Своим детям она отдала всю любовь, внимание, тепло. С великим удовольствием рассказывала о своих учениках чадукасинской средней школы, которые стали известными людьми: врачами (Николаева А), учителями (директор той же школы Осипова О. М.), офицерами высокого ранга (Александров В.), заслуженным авиастроителем России (Ксенофонтов В. В.). Бабушка относилась ко всем с пониманием и добротой, всегда умела найти для каждого нужное Слово, поэтому, наверное, все ученики её уважали, писали письма, приглашали на вечера встреч. Ксения Семёновна никого и никогда не обделяла своей любовью, ни своих шестерых детей, ни одиннадцать внуков, ни просто окружающих её сельчан.
Каждое лето на каникулы я приезжала к ней в деревню. Вечерами мы долго сидели на лавочке и беседовали. Интересно слушать мудрую, поучительную речь бабушки. «Человек силён умом, любые невзгоды им преодолимы», - эти слова для меня как заповедь, всегда стараюсь следовать им. Они помогают мне преодолевать жизненные препятствия и наполняют меня чудодейственной силой. Моя бабушка ценила в людях ум, трудолюбие, порядочность, приложила все силы для того, чтобы её дети, внуки и ученики имели эти качества, любили и уважали других людей.
Устала моя бабушка, задремала… Поднимаюсь и укрываю её лоскутным, хранящим теперь уже моё тепло одеялом, вытираю внезапно набежавшие слёзы и тихо шепчу слова благодарности своему «Анделу во изголовье»:
Бабушка…
Акулина Ивановна,
Катерина Петровна,
Варвара Ионовна,
Наталья,
Ксения Семёновна…
Слово произносит…
В нём
Мудрость народная,
Устои вековые,
Заветы древние,
Душа русская,
Чистая, святая,
Дом сберегающая,
Жизнь сохраняющая,
Мир открывающая…
Педагогическая деятельность | Ноябрь 26, 2010,18:17
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель (согласно Программе развития школы): способствовать формированию образовательной траектории каждого ученика с дифференцированными склонностями, способностями и интересами через развитие поливариантных компонентов образовательной среды.
Задачи:
1) Освоение и внедрение технологий развивающего обучения, ставшего основой создания модели образовательной среды, которая обеспечивает расширение социальных, культурных возможностей и жизненных шансов подрастающ%u0
Главная | Ноябрь 26, 2010,18:06
Каллина Валерия Валерьевна
Образование высшее
Окончила филологический факультет ЧГУ им. И.Н. Ульянова в 1993 году.
Полученная специальность - преподаватель русского языка и литературы
Трудовой стаж – 19 лет
Педагогический стаж – 17 лет
Стаж работы в данном общеобразовательном учреждении – 17 лет
Повышение квалификации – курсы повышения квалификации «Инновационное образование» в рамках межрегиональных конференций при Автономной некоммерческой организации Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2007 г.; обучение в ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» по программе «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися ИКТ» (в рамках программы Intel «Обучение для будущего»), 2007 г.; курсы повышения квалификации в ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» по проблеме «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях модернизации системы образования», 2010 г.
Внеурочная деятельность | Ноябрь 26, 2010,18:01
Городской конкурс школьных эссе,
посвященный 50-летию города Новочебоксарска
«Картины будущего: Новочебоксарск-2035»
Эссе
«Здравствуй!»
(Я и мой город Новочебоксарск в 2035 году)
Выполнила: ученица 6 кл.
МОУ «СОШ №19»
Федорова Дарья
Заявка
на участие в городском конкурсе школьных эссе,
посвященном 50-летию города Новочебоксарска
«Картины будущего: Новочебоксарск-2035»
Директор школы А.А. Осокин
Здравствуй, мой прекрасный, мой добрый, мой удивительный город! Мы не виделись с тобой лишь месяц (была в деревне у бабушки), а кажется – все лето! Пусть пожелтела и высохла трава на твоих улицах, а кое-где валяется мусор (эх, люди!), но ты такой же милый и родной моему сердцу. Скоро у тебя день рождения - 50 лет! А мне недавно исполнилось 12. Давай помечтаем! Какими мы будем через 25 лет?
Я буду взрослой, к тому времени закончу институт и вернусь к тебе. Знаешь, я хочу стать дизайнером городского ландщафта , чтобы сделать твой облик еще прекрасней, ведь здесь будет жить моя семья, мои близкие, друзья. За 25 лет ты разрастешься, улицы станут длиннее, шире, появятся новые многоэтажные дома, магазины, школы…И по всем улицам, словно ковер, будут «лежать» роскошные клумбы с яркими цветами, причем подобранными так, что цвести и радовать глаз они будут с ранней весны до поздней осени. Это будет первый мой профессиональный шаг. А потом перейду к другим.
Ельниковская роща. Площадь парка, несомненно, увеличится. Наряду с уже растущими там деревьями потянутся к солнцу новые: туя, кипарис, голубые ели, лиственница. А березовая рощица, та, что находится с краю рощи, окрепнет и продлится дальше в сторону Чебоксар (признаюсь, это мое самое любимое место в городе, осенью в ней «очей очарованье»). В парке новые аттракционы, вежливые контролеры, смешная детвора и… ни одной мусоринки, ни одной шашлычной беседки. Главным украшением парка будет пруд и , может быть, здесь поселятся пернатые. А зимой! Раздолье лыжникам: трамплины, оздоровительная тропа, горки. Все, что сейчас есть, будет сохранено и благоустроено. Я считаю, что необходимо разбить на твоей территории еще несколько парков. Ведь к 2035 году ты станешь совсем большим (а может догонишь Чебоксары?) К этому времени засыпят все овраги, и на их месте возникнут скверы, парки. К примеру, напротив магазина «Магнит» будет парк и сохранится водоем (летом по утрам там так чудно поют птицы, а вечером «солируют» лягушки, хоть и смешно это звучит, но как воспринимается!) А на месте оврага, что около стоянки «Лукойл», я бы расположила особый парк, состоящий из нескольких , скажем так, частей: 1) Парк Античности; 2) Восточный парк; 3) Парк египетских пирамид; 4) Японский сад камней…Представляешь?! Экзотические растения, аланты, пирамиды, фонтаны. («…И постигнешь дух времени»).
Но ты недоверчиво шелестишь листьями березы и вздыхаешь прохладным осенним ветерком. Почему не получится? Ведь мы мечтаем, а люди меняются. Они научатся беречь все то, что есть у них, не мусорить, любить свой город и воплощать мечты в жизнь.
Такое изменение коснется и Соборной площади. На ней уже не нужна будет будка с надписью «Милиция», вместо нее поющий фонтан, удачно украшающий детскую площадку, подарит радость всем отдыхающим. Вообще здесь будет современный Детский Центр: игровая площадка, на месте оврага – детский театр, мини-парк «Рассмеши клоуна», кафе, зоопарк, а автостанция «укроется» чуть поодаль в красивом здании.
Все изменится и на набережной Волги. Это будет настоящая курортная зона (Да-да!) Для приятного отдыха к услугам горожан чистый песок, прозрачная теплая вода, удобные шезлонги, комфортабельные биотуалеты, широкая набережная с причудливыми фонарями и изящными скамейками, мини-кафе, где можно посидеть с семьей, поесть мороженое, попить прохладный сок или лимонад, послушать шелест пальм и крики чаек…
Улыбаешься? И как будто согласившись, подмигиваешь мне звездой…Так и будет. Ведь у тебя, у меня, у всех нас большое будущее. Вместе мы можем многого достичь. Мы сделаем еще лучше, еще краше наш город, наш дом – Новочебоксарск!
С Днем рождения, Мой Город!
Педагогическая деятельность | Ноябрь 26, 2010,17:56
Каллина Валерия Валерьевна
Соискатель ЧГУ
Импрессионистические особенности
в творчестве Г. Айги и К. Бальмонта
Г. Айги относится к тем поэтам, которые прежде всего видят и слышат мир, творят в сфере зримо-слышимых ощущений. Отсюда богатство его импрессионистической палитры, знаменитые образы-мгновения. Айги через них передает космическую «музыку сфер», неясные иррациональные звуки, тишину молчания, «Бога-Присутствие».
В чувственном восприятии мира Айги слуховые ощущения, переплетаясь со зрительными, порождают синэстезические образы, и тогда «миг-мгновение» может получить звуковую и цветовую характеристику:
и касаясь как ран подсолнухов
утешение шепчется в платье и в волосы
светом на горы натянутым
как алебастром вечерним и робким
в узоры Грааля
(«Весть с юга»)
Или:
и примем мы свет на движенья нескромные
от самих лопастей
сегодняшнего цветодержца
(«К распределению сада»)
То же самое творит в своем поэтическом пространстве и К.Бальмонт:
Свет белеющей реки
Белым звоном раздается…
Здесь звуки и свет являются теми самыми импрессионистическими следами, которые передают видение обоих поэтов, точно так же, как окружающий мир сочетает игру звуков с игрою света и создает новые образы-блики. Айги и Бальмонт (совершенно независимо друг от друга, но адекватно поэтическим законам гармонии) запечатлевают звуко-цветовые ассоциации, переданные с помощью лексем и лексий, буквосочетаний и сочетаний слов:
о лепета ярко-прозрачного: в небо направленного – буря! -
о в крапинках крови широкое знамя! – о возглас: шумящее-алеющий
воздух!..
(Г. Айги «Рябина-возглас»)
…Мне маки грезятся, согретые лучом,
Гвоздики алые и, полные угрозы,
Махрово-алчные, раскрывшиеся розы.
Я вижу лилии над зыбкою волной:
Окровавленные багряною Луной,
Они, забыв свой цвет, безжизненно-усталый,
Мерцают сказочно окраской ярко-алой…
(К. Бальмонт «Красный цвет»)
Здесь важен еще акцент на красном цвете, рождающий ассоциации, связанные с некоей трагичностью, тревогой, ожиданием. В данной цветовой палитре явственно ощутим особый настрой лирических героев.
Звук у Айги и Бальмонта ассоциируется со светом. Последний пишет даже о «световых перепархивающих звуках», музыкальных огнях, лунных звуках («Ты вся – воплощенье струны, И есть в тебе отсвет луны», «И вот уж лунный ход размеренных сонат Вступает в солнечность ликующих симфоний»). В художественном мире Айги устойчивый образ света подан как момент пребывания, присутствия Бога, как Солнце («ветр – до земли – сквозь короны светил: без шума без веса», «и множеством просветов в нем – сквозная легкость мира…», «сквозь Бога Сосен тень – излученье береза - дитя», «…как некий Костяк не-вселенский! – что как Бого-Присутствие: чувствуясь: неотменимо…»). Космизм, «светоносность» мира Айги переданы через звуки леса, птиц, цветы, травы:
птицы словно соломинки
принимают шум леса на шеи
(«Девочка в детстве»)
как в травах снится:
будто сам
жужжишь и плачешь и алеешь
(«Гимры»)
соломинками слабыми
поблескивает мир
(«Заря: после занятий»)
и открываются проруби с вьюгой:
той: безвоздушной – из скорости созданной…
(«В окно: созвездие»)
Синэстезическая образность, выраженная в импрессионистическом изображении мира поэтами, неосознанна, передана через звуки, миги-моменты, «слитность всего» - бытия, мысли, ощущения, чувства.
Еще одна особенность мировосприятия Айги и Бальмонта – образ «дрожания», «трепетания», характеризующая (у Бальмонта) переменчивость настроения:
Белая бабочка сказки полночной
С полным доверьем мне на руку села,
Зыбятся усики дрожью урочной,
Все в ней загадочно, четко и смело.
(«Ночная бабочка»)
Образ «дрожания» в импрессионистической системе поэтов сквозной. В стремлении уловить «вибрацию человеческой души, переменчивость настроений, «дрожание страстей» рождается особая поэтика – поэтика «дрожащего стиха». Это характерно прежде всего для творчества Бальмонта («мысль дрожит», «лунные ласки дрожат на листах», «скрипка дрожала, пела и рыдала…», слова любви «дрожат», «объята дрожью легкою она», «в золотистом дрожащем тумане», «хочется снова дрожаний качели», «дрожащий звук в гобое», «голос молитвы восходит к дрожанью затепленных звезд» и т.п.).
У Айги образ «дрожания» - это трепет, «вздрог», причем обычно в молчании («вздрог (как простое и близкое «есть» молчаливое), «вздрогнуть и листья узнать словно шепот в блистании линий», «в воздухе каракули бога-дитяти вздрагивая от Дуновенья», «сквозная легкость мира поется – в грусти трепеща височной…»). Через переживания поэта возможно стихийное, интуитивное постижение сущности мира. Миг-«вздрог», пережитый интенсивно, обречен на стремительное угасание, оставляя след на всей жизни.
Если обозначить мир как след, то образы этого мира, переданные через миги-вспышки, миги-«вздроги», это бытие, т.е. жизнь во всей ее полноте, что и стремились постичь, а затем запечатлеть, передать в поэтическом Слове Г. Айги и К. Бальмонт.
Список использованной литературы
Учебная деятельность | Ноябрь 26, 2010,17:47
План-конспект
Урока русского языка в 5 классе.
Тема:
«Что я знаю о слове…»
/Имя существительное. Повторение
изученного в I – IV классах./
Цель урока: повторить полученные ранее знания об имени существительном через исследовательскую (проектную) работу.
Задачи:
1) формировать у учащихся навыки проектной деятельности;
2) развить у учащихся устную связную речь, умение сопоставлять и делать выводы;
3) способствовать созданию творческой дружеской атмосферы в классе.
Оборудование:
1) компьютер, мультимедийный проектор, экран;
2) справочная литература;
3) раздаточный материал: карта анализа имени существительного.
Структура урока:
1. Фаза «Вызов интереса».
2. Фаза «Осмысление темы через компьютерные интерактивные технологии»:
- знакомство с темой через компьютер;
- составление мини-проекта с использованием компьютерных технологий.
3. Фаза «Рефлексия».
Анализ деятельности:
1) защита мини-проекта;
2) обсуждение мини-проекта.
4. Обсуждение на тему.
Метод урока – частично-поисковый, исследовательский.
Тип урока – исследование с элементами эвристической беседы.
Конспект урока излагается по тематическим блокам с иллюстрирующими слайдами
Ход урока
Фаза урока № слайда |
Заголовок слайда |
I.Фаза «Вызов интереса» |
|
Слайд 1 |
Тема урока: «Что я знаю о слове…» |
Слайд 2 |
Цель урока: Повторить полученные ранее знания в 1-4 классах об имени существительном. |
I. 1 тематический блок |
|
Вопрос 1: |
- Что такое радость? Когда и от чего вы испытывали это чувство?
|
Вопрос 2: |
- Какая бывает радость? |
Слайд 3 |
От достижений в спорте настоящая
Радость От хорошей оценки
ненастоящая От встречи с друзьями
|
Слайд 4 |
А.Ю.Дружков, автор книги «Волшебная школа», утверждает, что радость … Впрочем, давайте, прочитаем сейчас этот фрагмент из книги.
«Веселее всех тому, чьи желания мгновенно исполняются. Кто, например, имеет много-много, целую кучу денег? Маленькая золотая монета делает веселеньким самого грустного человека. Любой запрыгает от радости. Вот какие слова изрек учитель Булькин. А ты когда-нибудь видел, чтобы радость была в монетке? Я видел ее, настоящую Радость, в бумажном кораблике, в одуванчике, в капле дождя, в ладошке ребенка, в макушке маленького мальчика, в улыбке девочки, в прыгающем котенке, в белой тучке над поляной. И даже в добром слове, которое не увидишь. Но я не верю, чтобы она, живая Радость, могла быть в монетке!» |
II.Фаза «Осмысление» |
|
Вопрос 3: |
С кем вы согласны: с учителем Булькиным или с Ю.Дружковым? Почему? |
Вопрос 4: |
Какая бывает радость, по мнению Ю.Дружкова? |
Вопрос 5: |
Где и в чем видел ее автор?
|
Слайд 5 |
в кораблике в одуванчике в капле дождя в ладошке
ненастоящая Радость настоящая живая в макушке в деньгах в улыбке в котенке в тучке |
Вопрос 6: Проба 1 |
- Из каких понятий складывается настоящая радость? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, повернитесь друг к другу, посмотрите, улыбнитесь соседу (ке), скажите ему (ей) доброе слово. Вы почувствовали радость? |
Проба 2 |
- Попробуем составить цепочку ключевых слов – существительных |
Слайд 6 |
улыбка – слово – радость - Эти слова есть в кластере (см. слайд 5) |
Вопрос 7: |
- Что вам известно о них (словах) с точки зрения языка? Это и будет нашей исследовательской работой: «Что я знаю о слове…» |
II тематический блок |
|
Слайд 7 |
Используя план анализа существительного, составьте мини-проект «Что я знаю о слове радость (улыбка, слово)». (Работа по группам) |
Слайд 8 |
План анализа существительного: |
|
1. Фонетика Составьте транскрипцию слова. 2. Лексика. Выпишите лексическое значение слова (см. Толковый словарь Ожегова); найдите синонимы, антонимы и фразеологизмы с этим словом (см. соответствующие словари). 3. Словообразование. Разбейте слово по составу, подберите к нему однокоренные слова. 4. Морфология. Определите морфологические признаки существительного. 5. Синтаксис. Выпишите из текста словосочетание с данным словом и сделайте его разбор. Придумайте с данным словом предложение, определите, каким членом предложения является анализируемое слово. 6. Сочините мини-рассуждение на тему: «Какую радость я увидел (почувствовал, ощутил) сегодня (вчера, утром…)». |
III.Фаза «Рефлексия» |
|
Рефлексия 1 |
Защита проекта |
Рефлексия 2 |
Обсуждение проекта |
IV.Обобщение по уроку |
|
Карта рефлексии
ученика ___ класса
_________________________________
1. Кластер 1
2. Кластер 2
3. Цепочка ключевых слов-существительными.
4. Мини-проект «Что я знаю о слове______________________»
5. Оценка моей деятельности
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________